В нынешнее время профориентационной работе молодого поколения придаётся большое значение. Ведь неправильный выбор профессии влечёт за собой ряд последствий. «Пять лет впустую» – эту фразу можно часто услышать от выпускников вузов. Да, студенческие годы – веселое и увлекательное время, а институтские друзья почти всегда остаются с вами на всю жизнь. Но как сделать так, чтобы удовольствие приносили не только перемены и каникулы, но и учеба и даже сессия? Разгадка проста: эта ошибка – зачастую последствие поспешности. Выбор профессии нужно делать не перед первым собеседованием и не перед подачей документов в институт, а еще в старших классах. Впрочем, выпускник вуза всегда может сделать более осознанный выбор, чем школьник или абитуриент, и пойти работать не по специальности. Но что если вышеупомянутых пяти лет не хватило, чтобы увидеть ошибку?
Самое очевидное последствие неудачного выбора профессии – отсутствие эффективности на работе. Никому не нравится заниматься нелюбимым делом, тем более совершенствоваться в нем.
В результате, выпускник сердится сам на себя за неправильный выбор профессии, начальник недоволен его работой, а коллектив не рад новому сотруднику. Даже привлекательная зарплата или отпуск не всегда способны снять стресс.
Представьте себе типичную встречу выпускников, на которой бывшие одногруппники или одноклассники делятся рассказами о работе и личными успехами. Неважно, преувеличивают они или говорят правду – чужие успехи очень часто болезненно сказываются на самооценке.
В конце концов, волна стресса и зависти схлынет, сменившись апатией. Отсутствие интереса к работе перенесется на остальную жизнь.
Усугубляет ситуацию то, что неудачный выбор профессии может привести к начальной стадии кризиса среднего возраста. «Пять лет впустую» превратится в «десять лет впустую»: учиться чему-то новому уже некогда.
Избежать губительных последствий неправильного выбора профессии одновременно просто и сложно. Решение состоит лишь из одного шага, уже упомянутого выше: определиться со специальностью нужно заранее, но подойти к этому нужно максимально ответственно. В целях оказания помощи в выборе профессии городским Центром занятости регулярно проводится профориентационная работа для учащихся школ, включающая в себя ознакомление с миром профессий, профориентационное тестирование и консультацию.
На днях, сотрудник Центра занятости населения акимата города Алматы, Еркеш Жакупова встретилась с учащимися 9 классов общеобразовательной школы № 117.
В ходе проведённой профориентационной работы, школьников ознакомили с миром профессий, списком самых актуальных профессий, профессий будущего, а также Еркеш Жакупова провела индивидуальные консультации с учащимися по выбору профессии и ознакомила с основными направлениями реализуемой Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек». Госпрограмма включает в себя ряд задач, такие как; подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда, краткосрочное профессиональное обучение.
В дальнейшем Центр занятости продолжит проводить профориентационную работу для учащихся школ.
Стоит отметить, что важную роль в развитии профориентации играет государство (профориентация рассматривается как основа государственной кадровой политики).
К примеру, анализ развития профориентации в России позволяет сделать интересные выводы:
Для расширения кругозора учащихся о мире профессий приглашаются советники центра информации и профессиональной ориентации, которые помогают в выработке планов на будущее, проводят индивидуальные консультации с учащимися и их родителями по выбору профессии. Они сотрудничают с учителями школы, школьным психологом, участвуют в работе совета класса.
По результатам проведенных исследований в области профессиональной ориентации школьников можно сделать следующие выводы:
– высок процент школьников, сохраняющих отрицательное отношение к обучению в межшкольных учебно-производственных комбинатах (до 40%);
– не все выпускники полной общеобразовательной школы реально связывают свою дальнейшую учебу с профилем, который они изучали в 9 – 11 кл.;
– выпускники наших школ имеют более или менее конкретное представление лишь о 10 – 20 профессиях, а во Франции, например, о 200 – 250 профессиях;
– низок престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий. Согласно данным исследования, до 20% старшеклассников в настоящее время не имеют профессиональных планов.
Для того, чтобы изменить эту ситуацию, в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. Во многом решение данной проблемы становится одним из приоритетных направлений в работе современного учителя. Перед ним ставиться довольно непростая задача: не просто мотивировать учащихся на обучение той или иной специальности, но и психологически подготовить их к поиску своей будущей профессии. Во многом справиться с решением этих проблем педагогу помогут центры профессиональной ориентации.